Афоризмы Оскара Уайльда, опубликованные в рассылке в 2004 г
Если вы отлучаетесь ненадолго, я готова ждать вас всю жизнь.
Если вы хотите узнать, что на самом деле думает женщина, смотрите на нее,
но не слушайте.
Если говорить людям одну только правду, рано или поздно вас в этом уличат.
Если дух, пронизывающий романы Жорж Санд, допотопен, то только потому, что
потоп еще не наступил; если он утопичен - значит, к географическим реалиям
придется добавить и Утопию.
Если женщине не удается выглядеть на десять лет моложе своей дочери, она
не может чувствовать себя счастливой.
Если мужчина когда-то любил женщину, он все сделает для нее. Кроме только
одного: продолжать любить ее.
Если мы хотим понять народ, исходя из созданного им искусства, то лучше
обратиться к архитектуре или музыке. Дух эпохи всего лучше передают
отвлеченные искусства, поскольку сам дух есть понятие отвлеченное и
идеальное.
Если низшие сословия не будут подавать нам пример, какая от них польза?
Если о своей высокой нравственности разглагольствует мужчина, значит, он
лицемер, если женщина,- значит, она попросту некрасива.
Если природа - это материя, стремящаяся стать душой, то искусство - это
душа, выражающая себя в материальном.
Если притворяешься хорошим, мир воспринимает тебя всерьез; если плохим -
то нет; такова неслыханная глупость оптимизма.
Если пьеса - произведение искусства, ее постановка в театре является
экзаменом не для пьесы, а для театра; если же она не произведение
искусства, ее постановка в театре является экзаменом не для пьесы, а для
публики.
Если хочешь получить от жизни удовольствие, следует хоть в чем-то быть
серьезным.
Если человек выпустил сборник плохих сонетов, можно заранее сказать, что
он совершенно неотразим. Он вносит в свою жизнь ту поэзию, которую не
способен внести в свои стихи. А поэты другого рода изливают на бумаге
поэзию, которую не имеют смелости внести в жизнь.
Если что-то и стоит делать, так только то, что принято считать
невозможным.
Есть двадцать пять рецептов приготовления картофеля и триста шестьдесят
пять рецептов варки яиц, однако британская кухарка до сих пор знает только
три способа подачи на стол того или другого.
Есть настолько необоримые искушения, что необходимы сила и отвага, чтобы
им поддаться.
Есть нечто трагическое в том, что в настоящее время в Англии имеется такое
огромное количество молодых людей, начинающих жизнь с прекрасным профилем
и кончающих занятием какой-либо полезной профессией.
- Есть поговорка, что хорошие американцы после смерти отправляются в
Париж.
- Вот как! А куда же отправляются после смерти дурные американцы?
- В Америку.
Жажда знаний есть плод долгих лет учения.
Женственность - это качество, которым я больше всего восхищаюсь в
женщинах.
Женщина без милых ошибок - это не женщина, а особа женского пола.
Женщина будет кокетничать с кем угодно, лишь бы на нее в это время
смотрели.
Женщина может сделать мужчину праведником только одним способом: надоесть
ему так, что он утратит всякий интерес к жизни.
Женщина начинает с отражения наступления мужчины, а кончает тем, что
отрезает ему путь к отступлению.
Женщина не думает ни о чем или думает о чем-нибудь другом.
Женщина никогда не должна быть слишком точной в определении своего
возраста. Это отзывает педантством.
Женщина - это примат дела над мыслью; мужчина - примат мысли над моралью.
Женщине всегда можно довериться, потому что она не помнит ничего важного.
Женщину невозможно обезоружить лестью, мужчину же - проще простого. В этом
и вся разница между полами.
Женщины в большинстве своем настолько искусственны, что искусство
оставляет их равнодушными; мужчины же настолько естественны, что
равнодушными их оставляет прекрасное.
Женщины в высшей степени практичный народ. Они много практичнее нас.
Мужчина в возвышенные моменты частенько забывает поговорить о браке, а
женщина всегда напоминает ему об этом.
Женщины вдохновляют нас на создание шедевров, но мешают нашему вдохновению
реализоваться.
Женщины в жизни - прекрасные актрисы, но у них нет никакого артистического
чутья. Они желают продолжать спектакль, когда всякий интерес к нему уже
пропал. Если бы дать им волю, каждая комедия имела бы трагическую
развязку, а каждая трагедия перешла бы в фарс.
Женщины - декоративный пол. Им не о чем говорить, но все, что они скажут,
очаровательно.
Женщины делятся на две категории - ненакрашенные и накрашенные. Первые нам
очень полезны. Если хотите приобрести репутацию почтенного человека, вам
стоит только пригласить такую женщину поужинать с вами.
Женщины ищут в браке счастья, мужчины ставят свое на карту.
Женщины любят нас за наши недостатки. Если этих недостатков изрядное
количество, они готовы все нам простить, даже ум.
Женщины находятся в гораздо более выгодном положении, чем мужчины: для них
существует больше запретов.
Женщины обычно держат в руках все козыри, но всегда проигрывают последнюю
ставку.
Женщины отдают мужчинам самое драгоценное в жизни. Но они неизменно
требуют его обратно - и все самой мелкой монетой.
Женщины относятся к нам, мужчинам, так же, как человечество - к своим
богам: они нам поклоняются - и надоедают, постоянно требуя чего-то.
Женщины платят мужчинам золотой монетой, а вот расплачиваться с ними
приходится мелочью.
Женщины созданы для того, чтобы их любить, а не для того, чтобы их
понимать.
Женщины стали слишком остроумными. Ничто так не мешает в любви, как
чувство юмора у женщины и его отсутствие у мужчины.
Женщины стали так образованны, что их уже ничто не удивляет - кроме
счастливого брака.
Женщины ужасно любопытны - почти как мужчины.
Жизнь - всего лишь дурная четверть часа, состоящая из чудесных секунд.
Жизнь дарит человеку в лучшем случае одно-единственное неповторимое
мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это мгновение повторялось как
можно чаще.
Жизнь движется быстрее Реализма, однако Романтизм всегда остается впереди
Жизни.
Жизнь коротка, искусство бесконечно.
- Жизнь - не игра. Жизнь - таинство. Ее идеал - любовь. Ее очищение -
жертва.
Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так оно,
пожалуй, и лучше.
Жизнь отражает искусство гораздо в большей степени, чем искусство - жизнь.
Жизнь - самое редкое, что есть на свете. Большинству людей знакомо только
существование.
Жизнь - самый лучший театр, да жаль, репертуар из рук вон плох.
Жизнь - слишком серьезная штука, чтобы воспринимать ее слишком серьезно.
Жизнь удручающе бесформенна. Она подстраивает свои катастрофы не тем людям
и не теми способами. Ее комедиям присущ гротескный ужас, а ее трагедии
разрешаются фарсом.
Жизнь - это лучший, это единственный ученик искусства.
Жить в средние века значило не иметь тела; жить сегодня - значит не иметь
души; жить в Древней Греции значило не иметь на себе одежды.
Журналистика - это организованное злословие.
Законодательным путем нельзя привести людей к добродетели - и это уже
хорошо.
Злословие - это сплетня со скучным оттенком морали.
- Идеальный мужчина должен говорить с нами как с богинями, а обращаться с
нами - как с детьми.
Он должен отказывать нам во всех серьезных просьбах и потакать всем нашим
капризам.
Он должен всегда говорить не то, что думает, и думать не то, что говорит.
Он не должен пренебрегать другими хорошенькими женщинами. Это доказало бы,
что у него нет вкуса, или вызвало бы подозрение, что вкуса у него слишком
много.
Он должен неизменно превозносить нас за качества, которых у нас нет.
Зато он должен быть беспощаден, совершенно беспощаден, порицая нас за
такие добродетели, которые нам и не снились.
Он не должен верить, что нам нужно хоть что-нибудь полезное. Это было бы
непростительно. Зато он должен осыпать нас всем тем, что нам вовсе не
нужно.
Он должен постоянно компрометировать нас в обществе и быть крайне
почтительным с нами наедине.
И наградой за все это будет для него возможность бесконечно надеяться.
Из всех художников, которых я знал, только бездарные были обаятельными
людьми. Талантливые живут своим творчеством и поэтому сами по себе совсем
неинтересны. Великий поэт - подлинно великий - всегда оказывается самым
прозаическим человеком. А второстепенные - обворожительны.
О критиках: Именно те, кто ничего не умеет делать в какой-либо области, становятся
величайшими авторитетами в этой области.
Иметь тайны от чужих жен - это в наше время необходимая роскошь. Но
пытаться что-нибудь скрыть от своей жены - это непростительное
легкомыслие. Она же все равно узнает.
Иногда говорят, что актеры нам показывают своих Гамлетов вместо
шекспировского. А на самом деле нет никакого шекспировского Гамлета. Если
в Гамлете есть определенность, как в творении искусства, в нем также есть
и невнятица, как в любом явлении жизни. Гамлетов столько же, сколько видов
меланхолии.
Интеллектуальные абстракции всегда интересны, но моральные абстракции не
значат абсолютно ничего.
Интерес к вопросам этики - свидетельство запоздалого умственного развития.
Искренность в небольших дозах опасна, а в больших - смертоносна.
Искусство без индивидуальности невозможно. Хотя в то же время цель его -
не в выражении индивидуальности. Оно существует, чтобы доставлять
удовольствие.
Искусство, в сущности, отражает вовсе не жизнь, а зрителя.
Искусство движется вперед исключительно по им самим проложенному маршруту.
Оно не является выражением никакого века. Напротив, сам век есть выражение
искусства.
Искусство жить - единственное изящное искусство, созданное нашим
поколением.
Искусство - наш духовный протест, наша галантная попытка указать природе
ее истинное место.
Искусство не влияет на деятельность человека - напротив, парализует
желание действовать.
Искусство ни в коем случае не должно быть общедоступным. Публике надо
стремиться воспитывать в себе артистизм.
Искусство ничего не выражает, кроме себя самого.
Искусство не оказывает влияния на наши действия. Напротив, оно уничтожает
желание действовать. Оно на редкость стерильно.
Искусство скорее покрывало, чем зеркало.
Искусство создает свой несравненный единственный эффект, а достигнув его,
переходит к другому. А природа все повторяет да повторяет этот эффект,
пока он всем не надоест до предела. В наши дни, скажем, никто, наделенный
хоть зачатками культуры, не поведет речь о красоте закатов. Закаты стали
совсем старомодными. Они были хороши во времена, когда последним словом
живописи оставался Тернер. Вчера вечером миссис Эрендел настойчиво
приглашала меня взглянуть в окно на ослепительную красоту неба, как она
выразилась. И что же я увидел? Просто второсортного Тернера, к тому же все
худшие его недостатки были выпячены и подчеркнуты сверх всякой меры.
Искусство создает великие архетипы, по отношению к которым все сущее есть
лишь незавершенная копия.
Искусство создается для жизни, а не жизнь для искусства.
Искусство - это единственная серьезная вещь на свете, художник же -
единственное несерьезное существо.
Исполнение долга - это то, чего ждешь от других, но чего сам никогда не
делаешь.
Истина никогда не зависит от фактов, отбирая и создавая их по своему
усмотрению.
Истина перестает быть истиной, если в нее поверят больше, чем один человек.
Истина полностью и абсолютно создается стилем.
Истина редко бывает чистой и никогда - однозначной. Современная жизнь была
бы очень скучной, будь она либо тем, либо другим, литературы же в этом
случае не было бы вовсе.
Истинная любовь прощает все преступления, кроме преступления против любви.
Истинно реальны только персонажи, в реальности никогда не существовавшие;
а если романист настолько беспомощен, что ищет своих героев в гуще жизни,
пусть он хотя бы сделает вид, будто выдумал их сам, а не похваляется
схожестью с доподлинными образцами.
Истинный драматург показывает нам жизнь средствами искусства, а не
искусство в форме жизни.
Истинный критик обращается не к художнику, а только к публике. Он работает
для нее.
История женщины - это история самой чудовищной тирании, какую только знал
мир,- тирании слабого над сильным. Именно такая тирания и долговечна.
Казаться естественным - вот поза, которую труднее всего сохранить.
Об английском писателе Дж. Мередите:
Как писатель он большой мастер - вот только не умеет связно выражать
свои мысли; как автор романов он чудодей - вот только не может увлечь
читателя; как художник он бог - вот только проза у него не художественна.
Каждая женщина - бунтарь по натуре, причем бунтует она исключительно
против себя самой.
Каждый может написать трехтомный роман. Все, что для этого нужно, -
совершенно не знать ни жизни, ни литературы.
Каждый может творить историю, но лишь великие люди способны ее писать.
Как большинство американок, она изображает из себя красавицу. В этом
секрет ее успеха.
Как все ораторы, которые ставят себе целью исчерпать тему, он исчерпал
терпение слушателей.
Как легко обратить в свою веру других и как трудно обратить самого себя.
Как много потеряли писатели, оттого что принялись писать. Нужно, чтобы они
вновь начали говорить.
Какое счастье, что у нас есть хоть одно неподражательное искусство!
Как теория, так и практика церкви первых веков христианства высказывалась
против брака. Поэтому церковь первых веков христианства и не дожила до
нашего времени.
Как только каннибалам начинает угрожать смерть от истощения, Господь, в
своем бесконечном милосердии, посылает им жирного миссионера.
Как только человек доживет до таких лет, когда надо понимать, он перестает
понимать что бы то ни было.
Как это глупо - говорить о "неопытной и невежественной юности". Я с
уважением слушаю суждения только тех, кто много меня моложе. Молодежь нас
опередила, ей жизнь открывает свои самые новые чудеса.
Карикатура - это дань, которую посредственность платит гению.
Картина несет нам не большую весть или смысл, чем дивный кусок
венецианского стекла или голубой изразец со стены Дамаска: это лишь
прекрасно окрашенная поверхность.
Книги, которые мир называет аморальными,- это книги, которые демонстрируют
миру его позор.
Когда боги хотят наказать нас, они внимают нашим молитвам.
Когда во второй раз выходит замуж женщина, это означает, что она
ненавидела своего первого мужа; когда вторично женится мужчина, это
происходит потому, что он обожал свою первую жену. Что ж, женщины ищут
счастья, мужчины рискуют!
Когда добропорядочные американцы умирают, они попадают в Париж.
Когда женщина почувствует, что ее муж равнодушен к ней, она начинает
одеваться слишком кричаще и безвкусно, или у нее появляются очень нарядные
шляпки, за которые платит чужой муж.
Когда искусство станет разнообразнее, природа, без сомнения, тоже
сделается не столь докучливо однородной.
Когда на руках выигрышные карты, следует играть честно.
Когда о вас сплетничают, это плохо, но еще хуже, когда сплетничать
перестают.
Когда оглядываешься на жизнь, столь трепетную, столь насыщенную
переживаниями, заполненную мгновениями столь жарких исступлений и
радостей, все это кажется каким-то сном или грезой. Что такое нереальное,
если не те страсти, которые когда-то жгли точно огнем? Что такое
невероятное, если не то, во что когда-то пламенно верил? Что такое
невозможное? То, что когда-то совершал сам.
Когда человек действует, он кукла. Когда описывает - поэт.
Когда человек начинает понимать, что единственное, о чем он совершенно не
сожалеет,- это его прошлые прегрешения, грешить уже слишком поздно.
Когда человек неискренен, это ужасно, но когда он чересчур искренен, это
катастрофа.
Когда человек приходит в гости, он тратит время хозяев, а не свое.
- Кого вы считаете испорченными?
- Тех мужчин, которые восхищаются невинностью.
- А испорченными женщинами?
- О, тех женщин, которые никогда не надоедают мужчинам.
Количество лондонских дам, которые флиртуют со своими собственными
мужьями, просто возмутительно! Что может быть хуже, чем рыться в своем, да
еще чистом белье на людях?!
Конечно, с музыкой много трудностей. Если музыка хорошая - ее никто не
слушает, а если плохая - невозможно вести разговор.
Концепция "искусства для искусства" подразумевает не конечную цель, а лишь
формулу творчества.
Красота есть высшее откровение потому, что она ничего не выражает.
Красота - один из видов Гения, она еще выше Гения, ибо не требует
понимания.
Красота - подарок на несколько лет.
Красота - это своего рода гениальность, даже больше, чем гениальность, ибо
в объяснении не нуждается.
Кредит - это единственный капитал младшего сына в семье, и на этот капитал
можно отлично пожить.
Критика требует куда больше культуры, чем творчество.
Критик призван просвещать читателя; художник призван просвещать критика.
Кроме самого себя, словом перемолвиться решительно не с кем.
Кто к жизни подходит как художник, тому мозг заменяет душу.
Кто-то сказал про женщин, что они "любят ушами". А мужчины любят глазами.
Культ героев в Америке развит необычайно, а герои всегда выбираются среди
уголовников.
Литература не может адекватно выразить жизнь. Но произведение искусства вполне
адекватно выражает Искусство, а больше ничего и не надо. Жизнь -
это только мотив орнамента.
Лишиться одного из родителей - несчастье, но сразу обоих - некоторая
беспечность.
Лишь один общественный класс думает о деньгах больше, чем богатые, и этот
класс - бедные.
Лишь по той причине, что человек сам ничего не может создать, он может
сделаться достойным судьей созданного другим.
Лишь современному суждено стать старомодным.
Ложь - это правда других людей.
Лондонские туманы не существовали, пока их не изобрело искусство.
Лучше быть красивой, чем добродетельной, но лучше уж быть добродетельной,
чем некрасивой.
Лучшей школой для изучения искусства является само искусство, а не жизнь.
Лучше обожать, чем быть предметом обожания. Терпеть чье-то обожание - это
скучно и тягостно.
Лучше уж сотня противоестественных грехов, чем одна противоестественная
добродетель.
Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми.
Любая вера начинается со скептицизма.
Любая крайне напряженная эмоция стремится к разрядке при помощи
какой-нибудь эмоции противоположного свойства. Истерический смех и слезы
радости - примеры драматического эффекта, которые дает сама природа.
Любить всех - значит не любить никого.
Люблю говорить ни о чем. Это единственное, о чем я хоть что-то знаю.
Люблю музыку Вагнера - она такая шумная, что можно разговаривать, не
рискуя помешать ее слушать другим.
Люблю театр. В театре все намного правдоподобнее, чем в жизни.
Любовь всегда обещает несбыточное и заставляет верить в невозможное.
Любовь вышла из моды, ее убили поэты. Они так много писали о ней, что все
перестали им верить.
Любовь замужней женщины - это великая вещь. Женатым мужчинам такое и не
снилось.
Любовь к себе человек проносит через всю жизнь.
Любовь питается повторениями, и только повторение превращает простое
вожделение в искусство.
Любой судебный процесс - это суд над жизнью, подобно тому, как любой
приговор смертелен.
Люди всегда смеются над своими трагедиями - это единственный способ
переносить их.
Люди искусства имеют пол, но само искусство пола не имеет.
Люди, принадлежащие к хорошему обществу, интересны лишь масками, которые
каждый из них носит, а отнюдь не тем, что за этими масками скрыто.
Люди учат, чтобы скрыть свое невежество, так же, как улыбаются, чтобы
скрыть свои слезы.
- Маргарет очень похорошела. В последний раз, что я ее видела, - двадцать
лет назад, - это был уродец в пеленках.
Между Англией и Америкой удивительно много общего - фактически все, кроме
языка.
Между капризом и "вечной любовью" разница только та, что каприз длится
несколько дольше.
Меня любили страстно, безумно. И очень жаль. Это невероятно мешало мне в
жизни. Я бы не прочь иметь иногда немножко свободного времени.
Милое дитя! Она так любит фотографии, особенно виды Швейцарии. На редкость
целомудренный вкус.
Милосердие порождает множество грехов.
Мир всегда смеялся над своими трагедиями, ибо только так их и можно
переносить. Соответственно, все то, что мир всегда воспринимал всерьез,
относится к комедийной стороне жизни.
Мир создают певцы, и создают его для мечтателей.
Мне деньги не нужны - они нужны тем, кто имеет привычку платить долги, а я
своим кредиторам никогда не плачу.
Мне иногда кажется, что слепота Гомера на самом деле - художественный миф,
созданный во времена истинной критики для того, чтобы напомнить нам не о
том лишь, что великий поэт - это всегда провидец, постигающий мир не
физическим, а духовным зрением, а еще и о том, что он настоящий певец, чья
песня рождается из музыки, когда, вновь и вновь про себя повторяя каждую
свою строку, он схватывает тайну ее мелодии и во тьме находит слова,
окруженные светом.
Мне кажется, хорошие люди приносят много вреда в жизни… И главный вред в
том, что они придают такое огромное значение дурному. Бессмысленно делить
людей на хороших и дурных. Люди бывают либо очаровательны, либо скучны. Я
предпочитаю очаровательных.
Много ли значит тема для художника столь творческого, каким является
критик? Не меньше, но и не больше, чем она значит для романиста или для
живописца. Он схож с ними в том, что умеет находить свои мотивы повсюду.
Можно много сказать в защиту современной журналистики. Предоставляя голос
необразованным людям, она знакомит нас с общественным невежеством.
Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он
этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным
оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению.
Можно сразу определить, есть ли у мужчины семья или нет. Мне часто
приходилось подмечать очень печальное выражение в глазах многих женатых
мужчин.
Мои дурные качества просто чудовищны. Когда я ночью вспоминаю о них, я
сейчас же опять засыпаю.
Мой долг - это то, чего я не делаю из принципа.
Молитвы всегда должны оставаться безответными. Если бы они исполнялись,
это были бы не молитвы, а деловые переговоры.
Молодость Америки - самая старая из ее традиций. Ей насчитывается уже
триста лет.
Молодость - это не мода. Молодость - это искусство.
Молодые люди хотели бы не изменять, но не могут; старики хотели бы
изменять, но тоже не могут.
Мужчина всегда хочет быть первой любовью женщины. Женщины более чутки в
таких вопросах. Им хотелось бы стать последней любовью мужчины.
Мужчина, который упорно не желает жениться, превращается в постоянное
публичное искушение.
Мужчина может быть счастлив с женщиной до тех пор пока не полюбит ее.
Мужчина, читающий мораль, обычно лицемер, а женщина, читающая мораль,
непременно дурнушка.
Мужчине лучше не оказывать своей жене слишком много внимания на людях,
иначе могут подумать, что он колотит ее, когда они остаются вдвоем.
Мужчин можно анализировать и обсуждать, женщин же только обожать.
Мужчины женятся, устав от холостой жизни; женщины выходят замуж из
любопытства. И тех и других ждет разочарование.
Мужчины мыслят. Женщинам только мыслится, что они мыслят.
Мужчины познают жизнь слишком рано, женщины - слишком поздно!
Мужчины становятся старше, но не становятся лучше.
Мужчины ужасно скучны, если они образцовые мужья, и невыносимо заносчивы,
если не являются таковыми.


